Ru | Eng
RSS Вконтакте Twitter Facebook Youtube
На главную belta.by

Беларусь исполняет обязательства по ядерной безопасности

01.02.2013

Правовая основа

Республика Беларусь участвует в международных договорах и конвенциях, касающихся обеспечения ядерной и радиационной безопасности, и выполняет предусмотренные ими мероприятия.

Среди них:

* Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной ситуации (ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь № 1216-XI от 18 декабря 1986 г.);

* Конвенция о физической защите ядерного материала (ратифицирована Постановлением Президиума Верховного Совета № 2381-ХП от 14 июня 1993 г.);

* Договор о нераспространении ядерного оружия (ратифицирован Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2166-XI от 04 февраля 1993 г.);

* Соглашение между Республикой Беларусь и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия от 31 августа 1995 г.;

* Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (ратифицирована Законом Республики Беларусь № 76-З от 11 ноября 1997 г.);

* Конвенция о ядерной безопасности (ратифицирована Указом Президента Республики Беларусь № 430 от 02 сентября 1998 г.);

* Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция, ратифицирована Указом Президента Республики Беларусь № 726 от 14 декабря 1999 г.);

* Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (ратифицирована Законом Республики Беларусь № 130-З от 17.07.2002 г.);

* Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо, ратифицирована Указом Президента Республики Беларусь № 487 от 20 октября 2005 г.).

Выполнение обязательств на практике

Республика Беларусь в полном объеме обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из перечисленных договоров и конвенций. Ежемесячно совместно с МАГАТЭ проводится инспектирование ядерных материалов и установок Республики Беларусь.

Подготовлены и представлены Национальные доклады Республики Беларусь о выполнении Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами.

Обеспечен контроль за вывозом свежего и облученного ядерного топлива передвижной атомной электростанции «Памир-630Д» в Российскую Федерацию и ввоз в Республику Беларусь низкообогащенного ядерного топлива для исследовательских установок ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны».

Подготовлен и внесен в Совет Министров Беларуси проект Закона «О ратификации Дополнительного протокола к Соглашению между Республикой Беларусь и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия» и т. д.

Справочно о главном:

Недопущение дальнейшего распространения ядерного оружия − важная задача, требующая осуществления международного сотрудничества и укрепления доверия на всех уровнях – двустороннем, региональном и глобальном. Одним из механизмов ее решения явился Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО).

С 1993 года Беларусь является государством-участником ДНЯО, в соответствии с которым она, как неядерное государство, обязалась не производить и не приобретать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, не добиваться и не принимать помощи в их производстве, а также заключить Соглашение с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), чтобы поставить весь ядерный материал под гарантии МАГАТЭ и не допускать его использования для создания ядерных взрывных устройств.

Соглашение между Республикой Беларусь и МАГАТЭ о применении гарантий в связи с ДНЯО (Соглашение о гарантиях) вступило в силу в 1995 году. В соответствии с ним Беларусь задекларировала местонахождение, характеристики и использование всего ядерного материала, а также установок, на которых он используется, и взяла на себя обязательство обеспечивать инспектирование со стороны МАГАТЭ всех таких ядерных материалов и установок.

С момента своего создания система гарантий МАГАТЭ постоянно развивается и укрепляется путем регулярного внедрения новых методов и способов, повышающих ее эффективность и действенность. В 1997 году МАГАТЭ разработало Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях (Дополнительный протокол). В основу его принятия положено понимание того, что эффективность гарантий зависит от трех факторов.

Во-первых, от степени осведомленности МАГАТЭ о характере и местах осуществления ядерной и связанной с ней деятельности неядерных государств. В то время как главной целью гарантий в соответствии с ДНЯО является проверка того, что задекларированный ядерный материал не был использован для создания ядерных взрывных устройств, главной целью Дополнительного протокола является установление того, что государство не осуществляет незаявленной ядерной деятельности.

Во-вторых, эффективность гарантий зависит от того, в какой степени инспекторы МАГАТЭ имеют физический доступ к соответствующим площадкам.

В-третьих, от готовности международного сообщества принимать меры против государств, не соблюдающих свои обязательства по нераспространению, используя в этих целях возможность МАГАТЭ обратиться к Совету Безопасности ООН.

Поэтому в число мер, предусмотренных Дополнительным протоколом, входят:

получение информации и доступ инспекторов ко всем аспектам ядерного топливного цикла, а также к любым другим местам нахождения ядерного материала, предназначенного для неядерного использования;

получение информации об исследованиях и разработках, связанных с ядерным топливным циклом, и их инспектирование;

предоставление общих планов на десятилетний период, имеющих отношение к развитию ядерного топливного цикла (включая планируемые относящиеся к ядерному топливному циклу научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

получение информации обо всех зданиях, находящихся на площадке, и обеспечение доступа к ним инспекторов с краткосрочным уведомлением;

получение информации об изготовлении и экспорте чувствительных технологий, связанных с ядерной областью;

отбор проб окружающей среды за пределами заявленных площадок в случае, когда МАГАТЭ считает это необходимым;

установление упрощенной процедуры назначения инспекторов, выдача им многократных виз; предоставление МАГАТЭ доступа к современным средствам связи, включая установление системы удаленного мониторинга и др.

Источник информации: Госатомнадзор Беларуси